Ж
Жертвенное покрывало ялпын улама – один из атрибутов Мир-сусне-хума - младшего сына Верховного бога Торума и богини Калтащ. Ему приписывается создание всего живого на земле.

Жертвенное покрывало шьют в особых случаях: рождение ребенка, свадьба, отправление в дальнюю дорогу. У шамана узнают, какие цвета должны сочетаться в покрывале, а также имя мастерицы, которой надлежит исполнить заказ. Если названная женщина дает согласие, она проходит обряд очищения, перевозится в дом просителя и, отгороженная занавеской, в течение семи дней занимается шитьем. В это время никто не смеет подглядывать за ее рукоделием, для нее готовится особая пища.

Жертвенное покрывало состоит из четырех-пяти-шести или семи «окон»-полей, в каждой из которых изображается Всадник. «Окна» чередуются по цвету — светлый с темным — обозначая, по-видимому, череду состояний дня–ночи, лета–зимы, в которых пребывает объезжаемая Небесным всадником Земля. На седьмой день совершается жертвоприношение и освящение ялпын улама.

При проведении ритуала покрывало накидывается на спину жертвенной лошади или оленя, символизируя их превращение в крылатого коня Мир-сусне-хума. Тем самым люди передают Небесному всаднику, осматривающему мир, новую силу для свершения подвигов, поддержания миропорядка и обуздания зла, с уверенностью, что он не обделит их любовью и не останется перед ними в долгу.



О посвящаемом Мир-сусне-хуму жертвенном покрывале манси говорят: «Есть ялпын в доме — дом крепкий».
Made on
Tilda